Директор по партнерским продажам страховой компании «Согласие» Гайербек Юсупов поделился экспертной позицией о планах введения новых правил расчета утильсбора на ввозимые из-за рубежа легковые автомобили. Это особенно актуально в связи с проработкой Минпромторгом РФ возможной отсрочки на месяц.
Планируемое на 1 ноября 2025 года изменение принципа расчета утилизационного сбора, привязывающего его к мощности двигателя, — это не просто очередная корректировка ставок. Это мощный регуляторный сигнал, который окажет комплексное и долгосрочное влияние на всю экосистему автомобильного рынка: от ценовой политики и структуры спроса до страховых продуктов и кредитной нагрузки граждан.
Решение, которое сейчас прорабатывает Минпромторг по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова, действительно может получить отсрочку для машин, купленных в августе-октябре, но это не отменяет его последствий. Новые правила расчета ударят по автомобилям мощностью свыше 160 л.с., а рост платежа для них может составить от 20% до 60% и более.
Мы видим три ключевых последствия для рынка:
1. Ускоренная переориентация на локализованные бренды. Льготная ставка для маломощных автомобилей до 160 л.с. создает для них дополнительное конкурентное преимущество. Это усилит и без того заметный тренд на китайские бренды, которые локализуют производство в России (Haval, Tenet). В условиях, когда утильсбор для мощных гибридов и электромобилей может вырасти на миллионы рублей, именно доступные локализованные модели станут основным драйвером рынка.
2. Рост финансовой нагрузки и смена моделей потребления. Для потребителей это выльется не только в подорожание новых автомобилей, но и в рост стоимости владения. На этом фоне наши прогнозы о росте срока владения автомобилем и увеличении срока автокредита становятся еще более актуальными. Рынок ОСАГО продолжит смещаться в сторону агрегаторов, а в сегменте каско мы ожидаем рост среднего тарифа, что заставляет нас делать больший акцент на программы пролонгации для лояльных клиентов.
3. Консолидация дилерской сети и спад продаж б/у. Удар по мощным иномаркам, которые часто ввозятся по схемам параллельного импорта, ускорит консолидацию автодилерского сообщества. Одновременно с этим мы прогнозируем спад рынка подержанных автомобилей, значительную часть которого как раз составляют машины мощностью более 160 л.с.
Повышение утильсбора — это системное изменение, которое затронет всех: от производителей и дилеров до конечных владельцев. В новых условиях ключевыми факторами успеха станут гибкость, адаптивность и способность предлагать решения, которые снижают общую финансовую нагрузку на потребителя в течение всего срока владения автомобилем.